Хроники одного лета: первая неделя учебного ада

Летняя школа, или, как её называют сами организаторы, Boot Camp, изначально не планировалась, как развлекательное мероприятие. Основная цель, из-за которой 200+ человек собирают в июле в самом университете - адаптация будущих студентов к тому, что им предстоит пережить в следующих четырех семестрах. Кроме того, из-за большого недобора летняя школа начала выполнять еще другую роль - роль дополнительного раунда отбора, в рамках которой у одних есть шанс поступить в университет, а у тех, кто уже поступил на платные места - перейти на бесплатные. Я не надеялся на лёгкую прогулку, но то, какой крутой оборот учеба приобрела в первые же дни, оказалось малость шокирующим.

Расписание

Итоговое расписание на первую неделю летней школы имеет следующий вид:

Расписание летней школы

Первая моя реакция: “Это точно не армия?!”. Расписание действительно имеет невероятную плотность - каждая минута с 9 утра до 9 вечера забита учебой, на отдых отведено примерно полчаса после обеда и ужина, кроме того, предусмотрено 2 часа на выполнение домашних заданий. Но мотивация столь плотного графика учёбы здесь иная, чем у армии - если основной армейский принцип звучит, как: “Чем бы солдат ни занимался, лишь бы за#$%лся”, то в ЛШ просто нельзя было иначе.

За три недели студентам предстояло пройти базовый курс (уровня Upper Intermediate) английского языка, базовый курс программирования, а также психологические тренинги и тренинги по личной эффективности. Причем объём материала соответствует одному семестру в обычном университете - так, по английскому запланировано разобрать целый учебник, по программированию - пройти от самых основ, до продвинутого ООП, паттернов и GUI. В МИЭМ НИУ ВШЭ этот же объём материала проходился примерно год. Что называется, почувствуйте разницу.

Английский язык

Курс английского языка, читаемый в рамках ЛШ, разнообразен и включает в себя четыре составляющие: Listening, Speaking, Academic Writing и Academic Reading. При этом, курс читали два вида преподавателей: Listening и Speaking, читали русскоязычные преподаватели из университетов Казани, а Academic Writing и Academic Reading - носители языка, из англоязычных стран. Все студенты были поделены на 20 групп, группы были в свою очередь поделены на два потока - первые сначала разбирали Academic Writing и Academic Reading, вторые сначала разбирали Listening и Speaking. Я попал во второй поток.

Весь курс читается по специализированному учебнику, а именно, English for ICT Studies. Он заточен под студентов, изучающих IT - в частности, первый урок был посвящен некоторым словам из IT, которые были заимствованы из обычного английского. Поскольку за 10 трехчасовых занятий изучить целый учебник, понятное дело, невозможно, то задания на паре разбирались не все - существенная часть оставалась на домашнее задание. Кроме того, исследования на различные темы, соответсвующие темам учебника, также оставались на домашнее задание - которое надо сделать за один день. В реальности, на ДЗ остается два-три вечерних часа (те самые, которые указаны как Individual Work в расписании).

Несмотря на зашкаливающий объём учебной нагрузки и самостоятельной работы, эти пары воспринимаются отлично. Причиной тому - атмосфера. Занятия идут в сверхмалых группах (до 10 человек, в реальности 7-8), соответственно, никто не остается без слова. Начинается занятие с того, что студент расспрашивает соседа по парте о том, как прошел день - потом проверяется ДЗ, и разбирается топик. Помимо словаря и разговорных тем, мы учимся конспектировать лекции на английском - невероятно полезный навык, который можно применить сразу же, благо лекции у нас читаются только на английском.

Лекции по программированию

Как я уже упоминал, курс программирования в ЛШ полный, от самых основ до продвинутых техник. Соответственно, поделен он на три части, читаемые разными преподавателями. Первую часть курса - основы языка Java - читает доцент, профессор Университета Иннополис Джозеф Браун.

Джозеф Браун

Джозеф не только невероятно обаятелен, но и обладает исключительно беглым английским языком. Из-за этого, тем, кто не привык слушать лекции на английском языке, невероятно сложно понять, что вообще происходит. Только разбиралось инкапсулирование, и вот уже профессор рассказывает байку из своей молодости, срывая овации публики, потом возращается к содержимому лекции - после чего голова перегревается и взрывается от напряжения. Впрочем, к третьей лекции лично я принировился и научился не терять ход мысли.

Недостаток у первой части курса один: уж слишком элементарные вещи разбираются. Бывалые и не очень программисты начинают откровенно скучать - и, хотя на лекции ходят все, слушает профессора от сила половина лекционной аудитории. Кстати, сами лекционные аудитории весьма удобны: стулья откидываются, народ размещается довольно свободно, и в то же время плотно, писать удобно, есть даже куда поставить тумблер с кофе (потому что лекция идет в 9 утра).

Лекционная аудитория

Семинары по программированию

Но не одними лекциями сильны студенты УИ - два часа в расписании отведено под семинар-практикум (формат у мероприятия весьма скачущий) по программированию. Ведут его учебные ассистенты (Teacher Assistant), в абсолютном большинстве своем - бывшие программисты. Опять же, люди делятся на группы по 10 человек (на этот раз - на 18), так что занятие проходит довольно в тёплой и дружеской атмосфере.

Задание у всех групп на первую неделю было одно - написать эмулятор банкомата. С виду, эта задача кажется очень простой, но в том и её прелесть - можно самостоятельно раскинуть мозгами, продумать архитектуру, сравнить придуманные архитектуры, выбрать оптимальную и накрутить на неё дополнительные плюшки, чтобы жизнь лёгкой не касалась. Так, первой нашей задачей было отделение UI банкомата от основного кода, второй - вынесение вывода конкретных текстовых сообщений в отдельные потоки, третьей - локализация нашего псевдобанкомата на разные языки с использованием стандартной библиотеки Locale. А домашнее задание к четвергу - устроить тотальный рефакторинг всего хозяйства с использованием схемы, придуманной на семинаре.

Архитектура

На выходные планируется дать большое домашнее задание (казалось бы, куда уж больше?). Скорее всего, оно не будет связано с ATM - его архитектуру, типичные ошибки проектирования и оптимальные пути реализации мы уже подробно обсудили. Вопрос скорее состоит в том, когда это все сделать - уже сейчас ДЗ отнимает у меня все свободное время, а в выходные и поплавать захочется, и в Мафию поиграть, и банально поспать. Но режим здесь таков, что работать надо много и с удовольствием - иначе не выживешь.

Стоить отметить, что все преподаватели в университете максимально дружелюбны. Можно спокойно обсудить любой учебный вопрос хоть с учебным ассистентом, хоть с самим Джозефом Брауном (если знания английского хватит) - перед лекциями он часто с удовольствием отвечает на вопросы студентов. Преподаватели, как и вся администрация университета, доступны в Telegram, почти у каждой группы есть свой чат, где можно спросить совета или помощи - нет такого подхода, который так любят некоторые преподаватели ВШЭ, “я начальник - ты дурак”.

Тимбилдинг

На фото ниже - обычное заседание любой провинциальной секты, прямо как в репортажах НТВ.

Тимбилдинг

На самом деле, это тимбилдинг - двухчасовое мероприятие, которое проходит каждый день после ужина. Но содержательно оно крайне смахивает на секту - приемы сплочения в единую команду, работающие на 10-15 людях, пытаются обобщить на примерно 150 человек, в результате чего выходит сущий дурдом. Один из студентов даже снимал все происходящее на камеру - полтора часа, без единого перерыва, видимо, чтобы оставить доказательство для следственных органов. Отсюда и отношение к тимбилдингу сформировалось не самое лучшее - если на остальные пары с удовольствием ходят все, то время тимбилдинга используется для отдыха и выполнения домашних заданий.

Впрочем, руководители ЛШ были уже извещены о мнении студентов насчет секты свидетелей Иннополиса, так что есть надежда, что в ближайшее время ситуация изменится. А пока - содержательно летняя школа очень похожа на университет в чистом виде, без растягивания программы, лишних предметов, неорганизованности, университет здорового человека. А МИЭМ, увы, так и остался университетом курильщика. Единственное, что выгодно выделяет студентов МИЭМ - летом они действительно отдыхают.

 
comments powered by Disqus